Г.В. Никитина, В.Н. Романенко

(Санкт-Петербургское отделение Академии информатизации образования)

Процесс подготовки специалиста связан с двумя задачами: накоплением знаний и овладением умениями и навыками. Знания и умения — это по существу дуальная пара. Знания бессмысленны без умения их использовать. Умения же, в свою очередь, не приносят никакой пользы без информационной базы, т.е. без знаний. Любой специалист может быть охарактеризован набором тех умений, которыми он обладает. В этом смысле все умения специалиста — это умения индивидуальные. Индивидуальные умения можно разбить на две группы.  Группа  специальных умений связана с профессиональной деятельностью специалиста. Группа личностных умений связана с психологическим особенностями индивидуума [1]. Исторически получилось так, что изучение личностных умений в основном производилось в западных странах (см. напр. [2—4]).   Наоборот,  специальные умения изучались, главным образом, в России (см. напр. [5,6]).  Как личностные, так и специальные умения могут иметь различную сложность. В соответствии с этим они могут быть подразделены на иерархические ступени. Ступени личностных умениий названий не имеют. В западной литературе просто говорят о высшем и низшем их уровнях. В действительности, как и ступени специальные (их ещё называют творческими [7]) они могут быть подразделены на три ступени. В [7] ступени специальных умений  получили названия высшей, профессиональной и базовой ступеней. Специальные (творческие) умения и высшей, и базовой ступеней являются межпредметными [6,7]. Это означает, что ими в равной степени должны обладать специалисты, в частности инженеры, разных специальностей. Умения же профессиональной ступени ориентированы на конкретную специальность.

Задача педагога состоит в определении необходимого для специалиста данного профиля набора умений.  Кроме того, он должен обладать представлением и о наборах умений остальных ступеней, также как и о наборах умений личностных. Эти задачи близки друг к другу и очень сложны в методическом плане. В [7] нами были выполнены определения основных межпредметных наборов специальных умений. Для этого была разработана методика последовательных экспертных опросов, которая в своей основе восходит к широко применяемому в прогностике методу Делфи [7,8].  Этот метод является усовершенствование различного рода опросных методик, широко применяемых за рубежом [9—11] . Не останавливаясь на технической стороне исследования, отметим, что основной набор базовых умений инженера в количестве 20 умений быдл определён и проранжирован. Список этих умений мы приводим ниже.

Таблица I

Список специальных  умений базовой ступени для инженерных специальностей по данным [7].

(Умения расположены в соответсвии с убыванием их уровня значимости, определённого  экспертами)

  1. Умение систематизировать и записывать результаты.
  2. Умение группировать данные.
  3. Умение определить статистические характеристики результата и его надёжность.
  4. Умение представить результаты в табличной и графической формах.
  5. Умение оптимальным образом представить результат на графике и на диаграмме, выбрать правильный масштаб.
  6. Умение выполнить простейший расчёт.
  7. Умение провести численный анализ и графическое решение задачи.
  8. Умеие пользоваться номограммами.
  9. Умение найти «выскакивающие» результаты.
  10. Умение сгладить график, выполнить графическое дифференцирование и интегрирование.
  11. Умение программировать и использовать ЭВМ.
  12. Умение выполнить статистическое планирование эксперимета.
  13. Умение оценить особенности измерительной системы.
  14. Умение пользоваться методом размерностей.
  15. Умение провести литературный поиск.
  16. Умение хранить литературные данные.
  17. Умение пользоваться инормационно-поисковыми системами.
  18. Умение оформить результат в виде реферата.
  19. Умение определять идексы УДК и ББК.
  20. Умение чётко сформулировать результаты работы.

Как  нетрудно видеть,  в списке  базовых  умений, в исследованиях, которые были выполнены около 15 лет тому назад, роль   умений, связанных с информатикой, прослеживается не очень явно, Однако, в то время даже такие результаты были восприняты с некоторым удивлением. Естественно, что наборы любых умений на любой ступени их иерархии меняются со временем. Есть два типа временных зависимостей умений. Первый — это возрастные изменения. Они связаны с развитием личности, её обучением, приобретением ею различного опыта и т.д. Второй тип изменений связан с развитием общества, то есть с появлением новых знаний, развитем техники и т.п. Его можно назвать эволюционным типом. Возрастной тип изменения набора необходимых умений сравнительно быстрый. Он повторяется от поколения к поколению. Эволюционный тип изменений относительно медленный и необратимый. При этом специальные явления значительно больше подвержены временным изменениям, чем  личностные. В связи с этим возникает вопрос о тех изменениях в наборе базовых специальных умений, которые связаны с ходом времени. Именно описание иучения этих изменений и является основной целью данной работы. Предварительные результаты этих исследований были доложены и одобрительно обсуждены  на конференции в Хельсинки [12].

Естественно, что в описываемых здесь исследованиях мы, в первую очередь, интересовались теми изменениями, которые характерны для России. Здесь с достаточной очевидностью просматриваются два типа изменений. Первый свяан с распадом СССР и, главное, с окончанием холодной войны. В результате при подготовке инженера появились новые требования. К ним относится хорошее владение иностранными языками, необходимость освоения приёмов маркетинга, рекламы и т. п. Второй тип изменений, характерн для всего мира. Он связан с изменением уровня технических разработок, бурным совершенстовованием высоких технологий и, наконец, с широким внедрением во все сферы деловой и повседневной жизни методов информатики. Выявление этих изменений на уровне специальных умений базовой ступени непосредственно изучалось нами в конце 1999, начале 2000 года. Отметим, что выполенные нами независимо предварительные исследования, достаточно убедительно показали, что специальные умения высшей ступени, как явления очень высокой уровня совершенства, практически за последнее время не изменились. Этот результат был, естественно, ожидаем, но тем не менее подвергся непосредственной проверке.   Методика изучения вопроса была в своей основе та же, что и в  [7]. Однако, в качестве опорной точки для опроса мы взяли Таблицу I.  Всем экспертам, привлечённым нами для   оценок, предлагалась эта таблица. Экспертам приглшались ответить на вопрос: являются ли умения предлагавшейся им таблицы действительно необходимыми для практической работы современного инженера. Одновременно экспертам предлагалось вновь проранжировать умения Таблицы I в порядке их значимости. Кроме того, всем экспертам предлагалось в свободной форме написать те умения, которых по их мнению не достаёт в Таблице I. Всего к опросам было привлечено около 15 экспертов, работников разных ВУЗов г. Санкт-Петербурга и ряда иследовательских институтов этого же города. По результатам ответов эксперты распались на две группы. Первая группа — это преподаватели с большим стажем работы, очень осторожные и консервативные в своих ответах и обычно слабо знакомые с возможностями новой информационной техники. Вторая группа — это относительно молодые преподаватели, ряд из которых в своей практической деятельности непосредственно связан с работой соответствующих кафедр. Несмотря на некоторые разночтения в ответах, общую картину можно предстаить себе достаточно однозначно.  Прежде всего, отметим  те новые новые умения, которые отсутствовали в  Таблице I. Они сведены нами в таблицу, приводимую ниже. Эти умения не ранжировались экспертами по их значимости.

Таблица II

Новые специальные умения базовой ступени, определённые при экспертном опросе 1999/2000 года.

  1. Умение хорошо владеть персональным компьютером.
  2. Знание структур Интернета.
  3. Овладение возмжностями современных элктронных сетей.
  4. Хорошее знание иностранных языков.
  5. Знакомство с пакетами основных прикладных программ для ПК.
  6. Умение хорошо пользоваться при вычислениях калькуляторами.
  7. Знакомство с основными методами маркетинга.

Вторым и, может быть более интересным для нас,     результатом опроса были новые места, отведённые экспертами в   умениям Таблицы I.  Иными   словами, изменилось ранжирование уже известных специальных умений базовой ступени. Именно в этом ранжировании наиболее чётко отразился распад экспертов на две группы. Эксперты с хорошей компьютерной подготовкой и, естественно, с относительно небольшим  преподавательским стажем счтитают, что такие классические умения, как пользование номограммами, графические методы решения уравнений, графическое дифференцирование/интегрирование в наше время практически не нужны. В то же время более опытные преподаватели и исследователи понимают, что компьютер во многих случаях не всегда может исключить «старомодные» методы работы и поэтому они дают этим сведениям более высокий ранг по сравнению с молодыми преподавателями кафедр информатики и вычислительной техники.

В общем же умения середины Таблицы I несколько сместились вниз в своём ранге за счёт повышения роли тех умений, которые связаны с использованием информационных технологий. Следует с горечью отметить, что и в старом ранжировании Таблицы I, также как и в новом, вопросы владения библиотечной техникой продолжают занимать очень низкое место. Это свидетельствует о непонимании основным преподавательским составом российских ВУЗов роли литературного поиска информации в практической работе инженера.

Проведённые исследования со всей убедительностью показали, что за последние 15 лет понимание роли информационных технологий отразилось в представлених преподвательского состава. Можно не сомневаться, что в дальнейшем роль информационных приёмов работы возрастёт, что найдёт себе практическое отражение в требованиях к подготовке иженеров, а значит и в соответствующих учебных планах.