150 лет тому назад, в 1847 году, в Санкт-Петербурге появился первый платный транспорт — омнибус. Это были кареты, запряжённые лошадьми, но двигающиеся, в отличие от конки, непосредственно по мостовой, без каких-либо рельс. Слово омнибус происходит от латинского “omnibus”, что можно перевести как “всеобщий” или просто “транспорт для всех”. Омнибусы впервые появились в 1662 году в Париже. В России же их регулярное движение возникло только в указанное выше время. Это было большим шагом вперед. Фактически появление омнибусов означало создание первого маршрутизированного муниципального транспорта в нашем городе. Впоследствии на базе достигнутых успехов в городе в 60-е годы XX века появилась конка, а затем трамвай и другие, хорошо известные нам виды городского маршрутного транспорта. Первый маршрут омнибуса пролегал от Знаменской площади по Невскому проспекту до Английской набережной. Затем маршрут продлили до Тучкова моста. Стоимость проезда в один конец составляла 10 копеек. В 1851 году в городе уже действовали 4 маршрута омнибуса. Кареты каждого из них окрашивались в свой цвет. Развитие городского транспорта связано со многими, часто неожиданными для непосвящённых, решениями. Так, например, мощение дорог в древнем Риме, породило необходимость  создания  специальных углублений  — т. н. колей — для повозочных колес.

Так возник один из первых “общественных” стандартов на ширину колеи, чем может по праву гордиться и современная Италия. Многие города гордятся транспортными “открытиями” Это не обязательно создание нового вида транспорта. Так, Берлин по справедливости помнит о первом в мире светофоре, который появился на Александерплатц, и о первом внутригородском железнодорожном диаметре, родоначальнике нынешнего S-Bahn. Предметом гордости Санкт-Петербурга является то, что он в настоящее время самый трамвайный город мира. Система трамвая, позволявшая в послевоенные годы добраться на этом транспорте из любой точки города в другую толко с одной пересадкой (к сожалению, сейчас нарушенная), тоже наша историческая гордость. Можно гордиться и тем, что в довоенные годы в Ленинграде эксплуатировалась и самая длинная в Европе “вылетная”, то есть выходящая за пределы городской черты, линия трамвая — маршрут до Стрельны, имевший № 42. Сейчас межгородскими трамвайными маршрутами длиной в десятки километров никого не удивишь. Достаточно вспомнить трамвайные маршруты, связывающие между собой Кёльн и Бонн. В довоенные же годы это было хотя и не новинкой, но всё же достойным гордости фактом. Мы можем привести и ещё некоторые примеры, которые позволяют гордиться нашим городским транспортом, несмотря на все трудности, которые он сейчас испытывает. База же всем этим успехам была заложена в 1847 году, о чем приятно напомнить читателю.