К пятидесятилетию процесса зонной плавки

(Академия информатизации образования)

В приближающемся 2002 году исполнится 50 лет со дня первой публикации В.Дж. Пфанна, посвящённой процессу зонной плавки [1].  Примерно в это же время были выданы и первые патенты на этот процесс. Изобретение зонной плавки  сразу решило многие технологические проблемы. По этой причине оно вызвало пристальный интерес в широких кругах научной общественности. Автор статьи осенью 1953 года, после окончания университета, начал работать в Физико-техническом институте АН СССР, в группе,  трудившейся над получением монокристаллов  кремния [2]. В то время твёрдо соблюдалось правило, что на еженедельном научном семинаре лаборатории, одновременно с основным докладом, делалось и небольшое сообщение по новинкам научной литературы. Почти сразу же мне было поручено рассказать содержание первой статьи по вертикальной бестигельной зонной плавке кремния [3]. Самое удивительное, что на это сообщение, также как и на другие сообщения, связанные с этой тематикой, в последующие несколько лет приходили даже сотрудники теоретического отдела, весьма далёкие от проблем металлургии и кристаллизации — такой живой интерес вызывал в это время вновь предложенный процесс. Читать запись полность. »

Петербург и рельсовый транспорт России

( К 300-летнему юбилею города)

История железных дорог, а если точнее, рельсового (колейного) транспорта уходит корнями в древность. Однако, настоящие дороги с локомотивной тягой, чугунными, железными или стальными рельсами были созданы только в первой половине XIX  века. Их возникновение связывают с промышленной революцией. Тогда, кроме решении экономических .задач, нужно было выполнить три условия: создание рельсов, разработку колеса с выступом (ребордой), не позволяюшему вагону сойти с рельсов, и, наконец. постройку паровоза..

Сначала рельсовые пути, как известно, использовались, в шахтах. Затем —  их использовали для подвоза угля и руды к портовым причтам. Естественно, первые железные дороги возникали вблизи угольных копий. Уголь чадо было транспортировать, и в то же самое время он являлся топливом для паровых двигателей

Читать запись полность. »

Железные дороги и счёт времени

С детских лет мы привыкли к тому, как считают время. Мы знаем, что в разных местах России и в разных странах мира время разное. На железных дорогах нашей страны мы всегда пользуемся московским временем. Однако, обычно мы мало задумываемся над тем, как возник этот счёт времени, который принято называть поясным. Тем более обычно никто не задумывается и над тем, какую роль сыграли железные дороги в возникновении поясного счёта времени. На самом деле история этого вопроса поучительна, и любителю железнодорожного транспорта полезно знать о ней.

Читать запись полность. »

О многообразиях

В училище им. Макарова я проработал почти семь лет. Попал я туда в известной мере случайно, но никогда об этом не жалел. Обстановка там была доброжелательная, коллектив кафедры хороший. Я там многому научился. Период этот в моей жизни — один из самых приятных. Я был молодым профессором, то, чем я занимался тогда в науке, представляло интерес для многих. В то же самое время большого количества специалистов в этой узкой области никогда не было. Ко мне приезжали консультироваться, были аспиранты из других городов. На конференциях у нас с женой в гостиничном номере всегда собиралось много людей, пришедших посоветоваться. Всё было прекрасно. Однако училище не имело возможности выделить средства для заключения договоров. О площади для экспериментов нечего было и думать. Я тогда не представлял, что такие трудности почти повсеместны в инженерных вузах. Читать запись полность. »

О научной фантастике

В дни моей молодости, наряду с дискуссией о физиках и лириках, был на слуху ещё один, очень волнительный тогда, вопрос. Это был вопрос о том, что же такое на самом деле научная фантастика. Обсуждалось всякое: и то, что это так же, как и детективный жанр, не настоящая литература. В “Литературной газете” самые серьёзные критики спорили о том, представляет ли собой фантастика особый жанр и о прочем подобном. С годами всё улеглось. Фантастика заняла своё законное место в литературе, и споры о ней, если они и существуют, на страницы широкой печати не выплёскиваются. Как говорится, и слава Богу! Обсуждать эти очевидные вопросы, да ещё и неспециалисту, просто нелепо. Да я, признаться, и люблю фантастику выборочно. Я и знаю её далеко не всю. Много интересного можно сказать об этом жанре. И корни его можно при желании найти у Овидия или в “Утопии”. Можно заняться изучением того, что было предсказано научной фантастикой. В связи с этим лет 30 назад часто вспоминали Жюля Верна, хотя его в равной степени можно отнести и к популяризаторам. Во всяком случае, задачи популяризации знаний он откровенно ставил перед собой в начале своего творчества. Я здесь исхожу из его художественной биографии, написанной Борисовым. Эти интересные темы требуют автора-специалиста, автора-знатока. Мне же хочется сказать об одном направлении фантастической литературы, которое обычно просто ускользает от внимания, заслонённое более важными темами.

Читать запись полность. »

Эффект Кассандры

Кто же в наше время не слышал о Кассандре! “Мрачные Кассандры буржуазной журналистики предсказывали…”, “Наперекор Кассандрам мы…” и т. д. В общем, сложился некий стереотип, связанный с этим именем, стереотип мрачной пророчицы, которая вечно предсказывает нечто плохое, ну, а мы с этим как бы боремся. Это тот самый стереотип, который был осмеян Чапеком в его известном рассказе “Эксперимент профессора Роуса”. С такими установившимися стереотипами не спорят, и изменить здесь что-либо очень непросто. Куда интереснее, как бы отступив на пару шагов в сторону, попытаться понять, что же особенного скрывается для нас за этим мифическим именем. Если вспомнить Гомера, то ведь Кассандра предсказывала не только поражение троянцев в войне с греками. И, кстати, она оказалась права! Значит, дело не в том, что её предсказания были мрачны, а в том, что, несмотря на их правильность, она никого не смогла убедить. Даже излагая сюжет так, как я это делаю, я допускаю некие упрощения. Лет 25 назад один венгерский писатель попытался на примере образа Геракла модернизировать древнегреческие сюжеты на современный лад. Это ему удалось. Прекрасно зная первоисточники, этот писатель дал более многогранное, нежели обычно древнее изложение, описание Кассандры. Тут и её изнасилование в момент взятия Трои греками, и последовавшее затем Атреево проклятие, посланное насильникам. Мы же, вместе с этим писателем, просто вспомним, чем же был замечателен пророческий дар Кассандры. Бог Аполлон полюбил её, но был отвергнут. В отместку он наградил Кассандру даром предсказания, но сделал так, чтобы ей никто и никогда не верил.

Читать запись полность. »

Читая А. Битова

В нашей семье никогда не читали ни сам-, ни тамиздата. Не скажу, что этому препятствовали какие-либо принципиальные соображения. Просто основной круг наших друзей этим не увлекался, хотя, конечно, некоторые из них самиздат почитывали. Тем не менее, всё, что надо и можно было прочесть, нами читалось. Даже выработалась некая система. Мы знали, что есть люди, похвалы которых говорят о том, что этого-то как раз читать и не следует. Существовали и обратные закономерности. Как и большинство интеллигенции нашего времени, мы умели “читать между строк”. Так, известной в своё время, очень неплохой повестью “Мой брат играет на кларнете” я заинтересовался после резкой критической статьи о ней в “Литературной газете”. Читать запись полность. »

(Опубликовано в журнале “Цветные металлы” № 5, 2000, с. 119—123. Фотографические материалы опущены.)

В конце мая 1955 года в Сухуми, в институте, который впоследствии получил название Сухумского физико-технического института, состоялась первая советская конференция по полупроводниковому кремнию. Конференция подводила итог первому, если так можно выразиться, допромышленному этапу получения монокристаллического кремния. Количество участников конференции было невелико: по 2—4 человека от каждой организации, которые в начальный период занимались решением кремниевой проблемы. В то время ведущие силы страны были отвлечены на решение задач, связанных с атомными делами. Поэтому кремниевой технологией занимались только несколько опытных учёных с большим стажем исследовательской работы. Они по тем или иным причинам не привлекались к задачам, которые были связаны с атомной энергией или же, опять-таки по разным обстоятельствам, ушли из атомных коллективов. Они и составляли основное звено тех, кто работал по кремнию. В работе принимала участие и большая группа молодёжи, в том числе, и автор этих строк. Серьёзного опыта работы у этой группы не было. Многому приходилось учиться на ходу. Подготовка у всех была разная. Специалистов в области металлургии среди этой группы было не больше половины. Среднее же по возрасту поколение в работах по кремнию в этот момент участия не принимало. Такой своеобразный подбор кадров, естественно, повлиял и на стиль работы.

Читать запись полность. »

Библиография и журналы

Бросим быстрый взгляд на начало любой из статей настоящего выпуска журнала. Над каждой из них стоит хорошо известный любому исследователю индекс универсальной десятичной (децимальной) классификации — УДК. Индексы эти чаще всего неполны. В них не используются вспомогательные определители: языка, формы, характера материала и т. д. В большинстве случаев и авторы, и редакторы пользуются только так называемой Основной таблицей. Для практических целей, которые не затрагивают специальных библиографических проблем, этого вполне достаточно. Полное понимание пользы УДК и её достоинств приходит не сразу. Искушенные читатели знают, что существует несколько различных библиотечно-библиографических систем. В ряде стран предпочитают пользоваться другими системами, например, “Классификацией библиотеки конгресса США” или фасетной классификацией Рангатана. Тем не менее, УДК является, по всей видимости, наиболее широко распространённой и хорошо известной всем исследователям в области естественных наук библиографической системой.

Читать запись полность. »

Скромная городская дата

150 лет тому назад, в 1847 году, в Санкт-Петербурге появился первый платный транспорт — омнибус. Это были кареты, запряжённые лошадьми, но двигающиеся, в отличие от конки, непосредственно по мостовой, без каких-либо рельс. Слово омнибус происходит от латинского “omnibus”, что можно перевести как “всеобщий” или просто “транспорт для всех”. Омнибусы впервые появились в 1662 году в Париже. В России же их регулярное движение возникло только в указанное выше время. Это было большим шагом вперед. Фактически появление омнибусов означало создание первого маршрутизированного муниципального транспорта в нашем городе. Впоследствии на базе достигнутых успехов в городе в 60-е годы XX века появилась конка, а затем трамвай и другие, хорошо известные нам виды городского маршрутного транспорта. Первый маршрут омнибуса пролегал от Знаменской площади по Невскому проспекту до Английской набережной. Затем маршрут продлили до Тучкова моста. Стоимость проезда в один конец составляла 10 копеек. В 1851 году в городе уже действовали 4 маршрута омнибуса. Кареты каждого из них окрашивались в свой цвет. Развитие городского транспорта связано со многими, часто неожиданными для непосвящённых, решениями. Так, например, мощение дорог в древнем Риме, породило необходимость  создания  специальных углублений  — т. н. колей — для повозочных колес.

Читать запись полность. »

Страница 4 из 6« Первая...23456