В.Н. Романенко,  Г.В. Никитина,  В.В. Корец

В работе дан краткий обзор основных педагогических теорий общего характера, которые используются для описания и исследований процесса преподавания в Высшей школе. Они рассматриваются с точки зрения из связи с процессами педагогической информации. Даны некоторые простейшие обобщения,  выполненные авторами.

Общие  теории  педагогических знаний

Педагогическая информатика прочно вошла в систему практической и теоретической педагогики. Тем не менее, её точное место в системе теоретических знаний окончательно не выявлено. По этой причине представляется полезным более детально и с единых позиций оценить нынешнее состояние теоретической педагогики с тем, чтобы можно было чётко представить взаимоотношения педагогической информации с основным положениями теории.  Это и является основной целью данного обзора.

Читать запись полность. »

Третья волна, информатика и педагогика.

Санкт-Петербургское отделение Академии информатизации образования

Понятие третьей волны

Термин «Третья волна»  введён в обиход Олвином Тоффлером .  Три основополагающие монографии этого автора являются одними из наиболее известных и читаемых научных  изданий за рубежом. Последняя по сроку монография издана в 1990 г. [1]. Эти монографии переведены на многие языки. К сожалению,  их русского перевода, насколько нам известно,  не сделано. Поэтому читателю, не владеющему английским языком, приходится довольствоваться лишь кратким изложением содержания этих  монографий [2,3].  Обсуждение некоторых принципиальных положений этих трудов делалось и в широкой печати [4].  Естественно, что полного впечтления и даже подробного изложения основных материалов автора в таких небольших изданиях  достичь нельзя.

Читать запись полность. »

Г.В. Никитина, В.Н. Романенко

(Санкт-Петербургское отделение Академии информатизации образования)

Процесс подготовки специалиста связан с двумя задачами: накоплением знаний и овладением умениями и навыками. Знания и умения — это по существу дуальная пара. Знания бессмысленны без умения их использовать. Умения же, в свою очередь, не приносят никакой пользы без информационной базы, т.е. без знаний. Любой специалист может быть охарактеризован набором тех умений, которыми он обладает. В этом смысле все умения специалиста — это умения индивидуальные. Индивидуальные умения можно разбить на две группы.  Группа  специальных умений связана с профессиональной деятельностью специалиста. Группа личностных умений связана с психологическим особенностями индивидуума [1]. Исторически получилось так, что изучение личностных умений в основном производилось в западных странах (см. напр. [2—4]).   Наоборот,  специальные умения изучались, главным образом, в России (см. напр. [5,6]).  Как личностные, так и специальные умения могут иметь различную сложность. В соответствии с этим они могут быть подразделены на иерархические ступени. Ступени личностных умениий названий не имеют. В западной литературе просто говорят о высшем и низшем их уровнях. В действительности, как и ступени специальные (их ещё называют творческими [7]) они могут быть подразделены на три ступени. В [7] ступени специальных умений  получили названия высшей, профессиональной и базовой ступеней. Специальные (творческие) умения и высшей, и базовой ступеней являются межпредметными [6,7]. Это означает, что ими в равной степени должны обладать специалисты, в частности инженеры, разных специальностей. Умения же профессиональной ступени ориентированы на конкретную специальность.

Читать запись полность. »

Термин «методика малых групп» мало известен в России. Сама эта методика, широко распространённая в западном образовании, в нашей стране почти не применяется. Естественно, если внимательно проанализировать историю педагогического процесса, можно  легко отыскать приёмы, которые аналогичны этой методике, и которые в то или иное время использовались в нашей практической педагогике. Тем не менее, принимая участие в различного рода международных конгрессах и конференциях, мы обратили внимание на то обстоятельство, что при первом знакомстве с этой методикой она воспринимается как  полностью незнакомая. Во всяком случае, практическим опытом работы по этой методике может поделиться лишь очень небольшое число наших преподавателей.

Читать запись полность. »

Внеуличные городские железные дороги

В.Н. Романенко, Г.В. Никитина

Описывается история и характер организации работы городских железных дорог. Приводятся история вопроса, описание некоторых организационных принципов, практические примеры.

Люди нашего поколения, то есть те, кто  родился в конце 20-х, начале 30-х годов,  хорошо помнят, как в нашу повседневную жизнь входило множество  различных нововведений, которые ныне воспринимаются, как вполне естественные. Так, даже обычная радиотрансляция  —  знаменитые «чёрные тарелки» — появилась,  только во второй половине 30-х годов. В Cанкт-Петербурге это был приблизительно декабрь 1936 года. В памяти одного из нас сохранились впечатления от такой транспортной новинки, как троллейбус. Люди выстаивали огромные очереди только для того, чтобы прокатиться на этом невиданном ранее транспорте. Это перечисление легко продолжить.  Нынешним взрослым и детям всё это кажется обыденностью.  Естественно, что такие технические средства передвижения, как автобус или железные дороги, воспринимаются, как существующие с незапамятных времён. На самом же деле это не так.

Читать запись полность. »

Кафедра физики ЛВИМУ в период 1967-1974

Весной 1967 года в силу целого ряда внутренних причин с кафедры физики сразу ушли два ведущих доцента и старший преподаватель. Одновременно с этим были объявлены и перевыборы заведующего кафедрой. В марте этого года я был избран на эту должность и начал работать с первого дня вступительных экзаменов, то есть с первого августа. Параллельно со вступительными экзаменами начался поиск штатных преподавателей, так как практически начало занятий в новом учебном году обеспечивтаь было некому. Я имел в то время опыт преподавательской работы, но не на кафедре физики. По этой причине связей с другими физическими кафедрами города у меня ещё не сложилось. Не было их и у предыдущего руководства кафедры. Поэтому поиск был не прост. Тем не менее, на основе сложившихся научных связей удалось пригласить возвращавшегося из Кишинёва в Ленинград опытного доцента В.Н. Ланге. До этого он заведовал кафедрой физики в одном из молдавских ВУЗов.

Читать запись полность. »

Рассматривается математическая модель процесса вытягивания монокристаллов градиентных  твердых растворов. Модель не является оптимизированной в экономико-технологическом плане. Основная рассматриваемая в работе проблема -  это обсуждение математических приемов нахождения программ управления параметрами роста, которые обеспечивали бы необходимое распределение состава в выращиваемом кристалле. Даются примеры вывода аналитических формул, которые до сих пор не были опубликованы в литературе.

Статья опубликована в Сборник » Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» вып. 6 2000 г. Изд. СПбГАСУ стр.26-29ю

В середине октября 1998 года, не дожив трёх  месяцев до своего шестидесятилетия, скончался доцент кафедры физики СПбГАСУ Игорь Иванович Чайин. В мае 1998 года, уже тяжело больным, испытывая тяжелые физические страдания, Игорь Иванович успешно защитил докторскую диссертацию. Защита проходила на Совете физического факультета Тверского государственного университета. Поэтому Игорь Иванович не успел узнать, что, буквально за несколько дней до смерти, он был утверждён в столь желанном им звании доктора физико-математических наук. Игорь Иванович был великий труженик, всего себя посвятивший научной и учебно-метолдтческой работе. Он внёс вклад в развитие наших представлений о физических свойствах полимерных материалов и в создаие лабораторной и методической базы той кафедры, на которой он проработал всю свою сознательную жизнь.

Читать запись полность. »

Целью настоящей работы является анализ количественных оценок степени отклонения различных свойств материалов от однородности. Интерес к этой проблеме резко обострился в связи с работами по космическому материаловедению.

Читать запись полность. »

Юбилей 2000 года

Статья  опубликована в журнале Вестник РАЕН т.5 №1 стр 78-82 2001 г.

(К двухсотлетию библиотеки Конгресса США)

20 апреля 2000 года отмечалось двухсотлетие со дня основания библиотеки Конгресса США — одного из крупнейших, а может быть, и самого крупного собрания печатных документов в мире. Юбилей библиотек не принято широко праздновать,  даже в тех странах, где эти библиотеки расположены. В то же время роль библиотек, как хранилищ, кумулирующих знания человечества весьма велика. Мы до сих пор не можем забыть о гибели бесценных сокровищ древней Александрийской библиотеки, которая горела при штурме города легионами Юлия Цезаря,  и которая окончательно была уничтожена ранними христианскими фанатиками в 395 году.

Читать запись полность. »

Страница 3 из 612345...Последняя »